Как заявила вице-премьер Ольга Голодец, в правительстве возникли разногласия вокруг запланированного повышения страховой части трудовых пенсий 5,1% с 1 апреля этого года. По сообщению агентства РИА Новости, социальный блок в кабинете министров настаивает на выполнении этого графика, в то время как Минфин отказывается выделить необходимую сумму, соглашаясь на рост пенсий только на 1,9%. Как полагают эксперты, позиция финансистов в первую очередь связана с отсутствием необходимых сумм не только в бюджете Пенсионного фонда России, но и в госказне.
Формально министерство финансов ссылается на различные неточности в законодательстве, которые позволяют «по-разному трактовать уровень увеличения пенсий». Так что, никаких четко прописанных обязательств производить апрельское повышение пенсий у государства нет. Тем более, что с февраля этого года страховая часть трудовых пенсий уже была повышена на 6,6%. На сегодняшний день средний размер трудовой пенсии составляет 10,4 тысячи рублей. Пока на сайте Пенсионного фонда висит сообщение о том, что с 1 апреля планируется индексация трудовых пенсий на 3,3% и социальных пенсий — на 5,1%.
Однако следует учесть, что февральское повышение, по сути, является индексацией пенсионных пособий на величину официальной инфляции за предыдущий год. Эта процедура является обязательной и жестко прописана в законодательстве. По итогам 2012 года рост потребительских цен в стране, по данным Росстата, как раз и составил 6,6%.
Между тем, зимой прошлого года перед выборами на должность президента Российской Федерации Владимир Путин взял на себя целый пакет обязательств, в том числе в сфере социальной политики, опубликованный в центральных печатных изданиях. Этот пакет был назван политологами и экспертами социальным мандатом от населения на президентское правление. В числе этих мер значилось и повышение жизненного уровня пенсионеров за счет роста предназначенных им пособий опережающими инфляцию темпами.
Теперь же оказывается, что денег в казне на выполнение социального мандата нет. И это несмотря на то, что весь прошлый год цены на нефть были заметно выше прогнозного уровня, что позволило казне вместо запланированного дефицита получить приличный профицит.
- Сегодня «черное золото» продолжает щедро наполнять казну, однако денег действительно не хватает, - говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина.
Системные дисбалансы в денежных потоках Пенсионного фонда по-прежнему не позволяют ему самостоятельно выполнять обязательства перед пенсионерами. Поэтому покрывать дефицит приходится из федерального бюджета. Между тем, по данным Минфина, по итогам первых двух месяцев этого года в казне зафиксирован дефицит на уровне 2,7% ВВП. Это огромная сумма, тем более для такого короткого периода. Для сравнения в начале прошлого года при гораздо более низком уровне нефтяных цен дефицит составил 0,8% ВВП, и тогда это обсуждали как серьезную проблему.
«СП»: - С чем связан такой серьезный недобор денег в госказну?
- Произошел провал по сбору налога на добавленную стоимость. Налоговики сообщают о больших налоговых вычетах, связанных с окончанием больших строительных объектах отечественными корпорациями. В том числе речь идет о госкорпорации, и объектах, построенных на Дальнем Востоке к саммиту АТЭС.
На этом, впрочем, беды госбюджета не заканчиваются. До конца месяца прогнозируется значительный недобор средств из-за вычета по НДС по олимпийским объектам в Сочи, а также из-за окончания крупных строительных объектов частными корпорациями. Таким образом, в сумме в этом году только по этому виду налога казна недоберет свыше 1,5 триллиона рублей от запланированного уровня. Это колоссальная цифра. Не будем забывать, что и денег надо найти немало, ведь сегодня трудовую пенсию в России получают 37,3 миллиона человек.
«СП»: - Какой же выход?
- В апреле Минфин должен будет провести переверстку бюджета, чтобы сбалансировать расходы с доходами. Для этого придется либо резать расходную часть, что будет очень чувствительно, либо влезать в дефицит, что крайне не желательно. Несмотря на то, что нефть держится на ценовых уровнях прошлого года, дополнительных доходов бюджет не имеет. Да и нельзя было бы их направить на выплату пенсий, поскольку это запрещено законодательством. К тому же, дополнительные доходы от торговли сырьем должны направляться по бюджетному правилу в Резервный фонд. Наверно это правильно не проводить за счет разовых заработков повышение долгосрочных обязательств. Ведь через год-два этих дополнительных допходов может не быть, а обязательства останутся.
«СП»: - Таким образом, денег на финансирование социального мандата действующего президента страны фактически нет?
- Совершенно верно. Этих средств нет и на финансирование и многих других направлений в рамках предвыборных обещаний Владимира Путина. Именно с этим связан недавний указ президента о принятии казной дополнительных расходов в объеме 500 млрд. рублей в этом году, которые будут покрываться за счет дополнительной приватизации госпакетов акций крупных промышленных предприятий. Но, разумеется, продавать госкомпании ради повышения трудовых пенсий никто не будет.
«СП»: - Так что о росте уровня жизни пенсионерам стоит забыть? Ведь официальная инфляция не дотягивает до реальных темпов роста потребительских цен. Так что по факту речь идет о плавном снижении доходов пенсионеров?
- Этот вопрос будет решаться в ближайшие дни. Решать его будет точно не Минфин. Поскольку для этого потребуется политическое решение кого-то из первых лиц государства. Может быть, последнее слово скажет президент, может быть, ответственность за решение возьмет на себяпремьер-министр Дмитрий Медведев. Но вопрос будет рассматриваться не по закону, поскольку здесь Минфин абсолютно прав, говоря, что у государства вообще нет никаких жестких обязательств повышать трудовые пенсии в апреле. Поэтому решение будет приниматься точечно, в ручном режиме, - исходя из социальных последствий.