Вторник
19.03.2024
05:35
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Общероссийское  родительское движение
8 марта

Главная Регистрация Вход
Какие выводы мы сделали из пожарной катастрофы 2010 года? »
Мы нуждаемся в вашей
материальной поддержке:
Помоги движению
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Пожары этого года нанесли стране колоссальный ущерб:
  • площадь, пройденная лесными пожарами, составила не менее 8 миллионов гектаров,
  • полностью или частично сгорело не менее 150 населенных пунктов, не считая многочисленных дачных поселков,
  • не менее семидесяти человек погибли в огне,
  • еще несколько десятков тысяч стали жертвами дыма и экстремальной жары.

Принятие нового Лесного кодекса в результате чего была ликвидирована государственная лесная охрана, разрушена централизованная система авиалесоохраны и разорены лесхозы действительно обошлось нам слишком дорого. И у работников лесных и природоохранных организаций появилась робкая надежда на то, что по итогам пожарного сезона властями будут сделаны правильные выводы и предприняты необходимые меры, чтобы восстановить лесное хозяйство.

К сожалению, к концу сентября стало ясно, что многие высокопоставленные чиновники склонны списывать пожарную катастрофу исключительно на стихию - небывалую жару и засуху. Хотя начались пожары еще весной, задолго до установления температурных рекордов – просто информацию о масштабных травяных палах старались не распространять. Да и осенью, когда небывалая жара наконец ушла, пожары продолжились, пополнив список жертв и сгоревших деревень. Поэтому желание списать случившееся на природу – не более чем  попытка должностных лиц, ответственных за охрану лесов от пожаров, уйти от личной ответственности.

Печально, но сентябрь не оставил надежды ни на значительные перемены к лучшему в руководстве Федерального агентства лесного хозяйства, ни на восстановление лесной охраны.

Назначение нового руководителя Рослесхоза продолжило печальную традицию не допускать к руководству лесного хозяйства грамотных специалистов. Новый глава ведомства - столь же далекий от лесного хозяйства человек, как и двое его предшественников.

Разочаровал и проект федерального бюджета на следующий год - на работу лесной охраны в нем не выделено ни копейки. Финансирование лесного хозяйства предполагается увеличить в полтора раза (до 30,7 млрд. рублей), но при этом регионы на свою повседневную работу по управлению лесами получат почти столько же денег, сколько в 2010 году, с добавками лишь на ликвидацию последствий пожаров и ураганов. Дополнительные деньги на новое пожарное оборудование предполагается выделить на условиях "софинансирования" - а это означает, что в результате бюрократических процедур новое оборудование будет получено слишком поздно, скорее всего лишь к середине или даже концу пожарного сезона.

Скудная информация о готовящихся поправках к Лесному кодексу, просачивающаяся из Рослесхоза и Государственной Думы, говорит о том, что эти поправки будут носить в основном косметический характер и не затронут концептуальную основу кодекса. Лесная охрана если и будет восстановлена, то лишь формально, путем "навешивания" дополнительных обязанностей на немногочисленных работников органов управления лесами. Людей в лесах от этого не прибавится, а лишь увеличит объемы отраслевой отчетности. В результате немногочисленные оставшиеся работники лесничеств и лесопарков, на три четверти загруженные "бумагописанием", охранять леса явно не смогут.

Парадоксально, но виновными в лесных пожарах могут быть «назначены» как раз те люди, которые приложили максимум усилий к их предотвращению и тушению. На работников лесохозяйственных организаций, заповедников и национальных парков, потушивших более 90% всех пожаров и спасших от огня огромное количество деревень и поселков, заводятся уголовные дела в связи с якобы проявленной халатностью. Возбуждается пугающее количество административных дел в связи с невыполнением в срок тех или иных формальностей, которые было невозможно выполнить - люди были почти круглосуточно заняты тушением пожаров. Зато на сотрудников МЧС пролился буквально дождь наград и поощрений. При таком отношении государства к работникам леса к лету 2011 года может просто не остаться людей, способных и готовых тушить лесные пожары.

Другими словами, никаких должных выводов по итогам пожарного сезона 2010 года руководители страны не сделали, и даже если необходимые меры все-таки будут приняты, подготовить страну к началу пожарноопасного сезона в следующем году они вряд ли успеют.

В результате пожаров, ураганов и вспышек численности насекомых-вредителей в лесах густонаселенных районов Европейской России накопились огромные объемы мертвой древесины, представляющие чрезвычайную пожарную опасность. Из-за бюрократических препятствий, связанных с новым лесным законодательством, и разрухи в лесном хозяйстве расчистить большинство заваленных горелой древесиной участков за год невозможно.

А значит, если лето окажется хотя бы относительно сухим и жарким, нас, скорее всего, ждет повторение пожарной катастрофы.

Почему?

Причин у пожарной катастрофы две.

Засуха
Засухи примерно такого масштаба, как сейчас, случаются на территории Европейской России два-три раза в столетие. В ХХ веке самыми засушливыми были 1936 и 1972 годы. Оба раза засуха сопровождалась интенсивными лесными и торфяными пожарами. Леса и торфяники во многих регионах Европейской России сейчас высохли настолько, что достаточно малейшей искры, чтобы началось тление лесной подстилки, быстро переходящее в лесной пожар. Причина большинства возгораний - люди: брошенные ими окурки, оставленные без присмотра костры и т.д.

Отсутствие государственной лесной охраны
До 2007 года за пожарную безопасность в лесах отвечала единая структура  — Гослесохрана (в штате которой было примерно 70 тысяч лесников-обходчиков), а также около ста тридцати тысяч других работников лесного хозяйства. Профессиональные лесничие редко подпускали огонь к деревням  — они регулярно патрулировали территорию и либо оперативно тушили пожар, либо успевали оградить от огня населенный пункт. Однако с принятием в 2006 году нового Лесного кодекса (вступил в силу в 2007 году) Гослесохрану упразднили, а ее функции распределили между региональными властями и частными арендаторами. Теперь лес от пожаров охраняет около 12 тысяч человек, но это по большей части чиновники, которые заняты в основном бумажной работой.

В итоге лес остался бесхозным: обнаруживать и тушить зарождающиеся пожары теперь некому, а чем позднее огонь обнаружить, тем труднее с ним справиться.

А вас предупреждали…

О катастрофической ситуации, сложившейся в лесном хозяйстве после введения нового Лесного кодекса, и ее страшных последствиях руководство страны не раз предупреждали общественные организации и специалисты (причем не только специалисты лесного хозяйства и экологи):

2008 год: Институт Прикладной Математики РАН настаивал: «В имеющейся ситуации, после ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничеств и ликвидации Авиалесоохраны как единой структуры, любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим. Необходимо признать, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, т.к. не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями».

2009 год: 42 тысячи россиян подписались под требованием восстановить в стране государственную лесную охрану. В январе 2010 года подписи были переданы в администрацию президента, но мнение граждан, как и мнение специалистов, осталось без внимания.

Апрель 2010 года: Гринпис организовал противопожарную экспедицию и прошел вслед за волной первых весенних пожаров. Подводя ее итоги, Гринпис пришел к выводу, что «к началу пожароопасного сезона страна в целом совершенно не готова, и если погодные условия будут способствовать пожарам в лесах и на торфяниках, предотвратить массовые лесоторфяные пожары будет практически невозможно

Об этом в своем письме Гринпис предупредил руководство страны

Июнь 2010 года: во время визита Владимира Путина в Лосиный остров к российскому премьеру обратился школьник Митя Токарев и попросил у главы правительства вернуть в лес лесников и восстановить лесную охрану. Удивленный премьер пообещал рассмотреть предложения, если мальчик пришлет их в правительство в письменном виде. Митя так и сделал. В результате Владимир Путин дал поручение министру природных ресурсов Юрию Трутневу разработать законопроекты по предложениям Мити. Судя по ситуации с пожарами, к совету школьника российские власти тоже не прислушались, хотя, как говорится, устами младенца глаголет истина.

Смогла бы лесная охрана предотвратить пожарную катастрофу?

При такой засухе, которая наблюдается сейчас, никакая пожарная охрана не смогла бы в полной мере предотвратить пожарную катастрофу в лесах. Но она смогла бы существенно сократить количество лесных пожаров, выходящих из-под контроля, предотвратить гибель большинства деревень и резко снизить количество погибших.

В прошлом в сферу ответственности государственной лесной охраны не входили некоторые типы опасных с пожарной точки зрения природных территорий - брошенные торфяные месторождения на землях запаса, лесополосы и древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения. Но даже несмотря на эти недостаточно широкие полномочия, гослесохрана обеспечивала довольно высокий уровень пожарной безопасности даже в засушливые годы.

Можно с уверенностью утверждать: если бы в России существовала дееспособная и эффективная государственная лесная охрана, для работников которой защита лесов была бы единственной обязанностью, ущерб от пожарной катастрофы 2010 года можно было бы снизить в 5-10 раз.

Кто виноват

Отсутствие государственной лесной охраны – одна их основных (связанных с человеком) причин пожарной катастрофы в этом году. А значит главными ее виновниками можно считать тех чиновников, чья деятельность привела к ликвидации лесной охраны и распаду лесного хозяйства.

С момента введения в действие нового Лесного кодекса была ликвидирована лесная охрана, в лесном хозяйстве начались деградация, сокращение занятости, уход многих лучших специалистов, обнищание честных профессионалов и небывалый расцвет коррупции. В конце концов, именно это привело к тому, что страна оказалась совершенно не готовой к сезону лесных пожаров 2010 года.

В разработке и принятии Лесного кодекса принимали участие следующие люди:

Н.В.Комарова, ныне губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, ранее - председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы и думской рабочей группы по Лесному кодексу. Фактически новый Лесной кодекс - результат партийного проекта "Российский лес" партии "Единая Россия", руководителем которого и была Наталья Комарова. Именно она считается главным творцом нового лесного закона.

М.М.Циканов и В.В.Гаврилов, сотрудники Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которые на разных этапах руководили разработкой проекта Лесного кодекса.

В.В.Путин, на тот момент президент РФ – в 2006 году беспрекословно одобрил и подписал новый Лесной кодекс РФ.

Что делать?

В 2010 году принципиально изменить ситуацию уже не получится. Федеральный уровень исполнительной власти просто бессилен перед сложившейся угрозой – для организации эффективной борьбы с пожарами у привлеченных к тушению пожаров ведомств просто не хватает опытных специалистов на ключевых позициях. Лишь благодаря чудом уцелевшим в регионах специалистам, героизму пожарных и добровольцев, удается избегать еще большей катастрофы.

Те ничтожно малые средства, которые были выделены регионам на борьбу с лесными пожарами (2,2 млрд. рублей в 2010 году), уже иссякли. Поэтому главное, что сейчас может сделать государство, - привлечь дополнительные ресурсы, в первую очередь финансовые. По самой минимальной оценке, на тушение лесных пожаров в масштабах страны нужно около 30 миллиардов рублей.

Чтобы катастрофа не повторилась в 2011 году, властям необходимо:

1. Воссоздать в стране полноценную государственную лесную охрану численностью не менее 20 тысяч человек, единственной обязанностью которой была бы охрана лесов.
Лесная охрана не должна быть очередным чиновничьим ведомством с процветающим руководством и нищими инспекторами - она должна достаточно финансироваться из федерального бюджета, чтобы ее работники могли думать о выполнении своих задач, а не о том, где бы еще заработать на еду и другие первоочередные нужды. На обеспечение деятельности такой лесной охраны нужно оценочно 20 миллиардов рублей в год (дополнительно к тем средствам, которые сейчас выделяются на лесное хозяйство).
Кстати, тех денег, которые придется потратить на ликвидацию последствий лесных пожаров этого года, хватило бы на несколько десятилетий существования полноценной государственной лесной охраны численностью в 20 тысяч человек.

2. Воссоздать единую систему авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров (аналога бывшего ФГУ "Авиалесоохрана"), в том числе для обеспечения быстрой переброски квалифицированных сил и техники из малогорящих регионов в сильно горящие.

Если этого не сделать, в ближайший жаркий и сухой год пожарная катастрофа в лесах России неизбежно повторится.


Дополнительная информация
1. «Ситуация с лесными пожарами в России», доклад Гринпис, май 2010 года

2. «Основные элементы лесного законодательства и системы управления лесами», доклад Гринпис

3. Графики

4. Заявления МЧС и Рослесхоза весной 2010 года о готовности этих ведомств к лесным пожарам:

- 8 апреля 2010 года :«МЧС утверждает, что оно может мобилизовать на борьбу с лесными пожарами более 90 тысяч человек»

- 18 мая 2010 года :«Рослесхоз "готов" к пожарам, все под контролем»

5. Карта федеральных ООПТ затронтутых пожарами в 2010 г.:

Западная часть страны часть

Восточная часть страны часть

Список федеральных ООПТ (заповедники, национальные парки и заказники), затронутых пожарами (на 20 августа 2010 г.) по данным космического мониторинга системы FIRMS

6. Некоторые примеры того, как официальные структуры давали информацию о пожарах:

МЧС и Рослесхоз попытались скрыть информацию об очень крупном лесном пожаре во Владимирской области

Огромный лесной пожар в Ивановской области угрожает городу Южа, поселкам Моста и Новоклязьминское

Мослесхоз утратил способность выявлять и тушить лесные пожары даже в лесопарковом поясе Москвы

Данные МЧС и Рослесхоза о лесных пожарах в Подмосковье различаются более чем в тридцать раз

7. Лесные пожары и их последствия. Россия, 2010 г. Фотогалерея

Поиск
Друзья сайта:
МКЦ "Забытый полк"
Союз военных моряков
Васильева Елена
Пчелинцев Сергей
Объединенный
гражданский фронт

ОДД "За права человека"
Левый фронт
Правда Беслана
Новая газета
Сайт Каспаров.ru
ИА Собкор.ru
Эхо Москвы
Гражданский конгресс
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей




Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz