Понедельник
11.12.2017
10:26
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Общероссийское  родительское движение
8 марта

Главная Регистрация Вход
Паспорт школьника: мнения »
Мы нуждаемся в вашей
материальной поддержке:
Помоги движению
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Автор- Ирина ЛУКЬЯНОВА

С 1 сентября в школах Москвы, Татарстана и Новосибирска появились «паспорта здоровья» - документы, где должна содержаться полная информация о здоровье ребенка, его физическом и психоэмоциональном состоянии. Обязательными для всей страны «паспорта здоровья» станут в следующем году. Невинный документ, который должен научить ребенка заботиться о собственном здоровье, вызвал массовую озабоченность родителей, которые усмотрели в нем незаконное вмешательство государства в частную жизнь.

В этом году «паспорт здоровья» для школ России необязателен, он будет дорабатываться; введение его - решение регионов.

Судя по предисловию, заполнять его должен сам ребенок, который сможет таким образом «проследить в динамике множество показателей». Ребенок должен указать сведения о месте проживания, о родителях, заполнить графы с адресами поликлиники и школы, указав даже ФИО заведующего детским отделением и номер полиса медстрахования. Перечислить хронические заболевания (в их числе - «проблемы с кишечником», «припадки» и «энурез»).

От ребенка требуется информация о госпитализациях, санаторно-курортном лечении, физическом (рост, вес, объем легких и т. п.) и половом развитии (в этой графе - загадочные для непосвященного латинские буквы: V, P, L, Ax и пр.); о проблемах зрения и осанки, о состоянии зубов. Он должен подробно, по часам, расписать свой «стандартный выходной и рабочий день», указать, как часто ест здоровую пищу (оливковое масло, например, мясо, фрукты и т. п.). Сообщить, кто в его семье курит, нарисовать свою рабочую комнату, рассказать о том, с кем он дружит и общается, какие предметы любит, а какие нет.

Большую часть документа занимают таблицы для школьного психолога, тоже в основном только ему и понятные: результаты тестов, включая «кольца Ландольта», «тревожность по Спилбергеру» и акцентуации характера.

Целительная сила мониторинга

У меня сын в седьмом классе. Его точно не соблазнишь чудной возможностью «проследить в динамике множество показателей». Мне этот «паспорт» тоже не нужен, я при необходимости загляну в медкарту. А кому нужен?

Согласно «Схематическому представлению электронного «паспорта здоровья школьника» (этот документ выложен на портале московского Департамента образования www.mosedu.ru), «паспорт» должен сформировать у родителей ответственность за здоровье детей, а у детей - ответственность за свое здоровье и навыки саморегуляции. У нас с ребенком он формирует только скуку и недоумение. Полезные привычки не вырабатываются прочтением лозунга «не сутулься» и взглядом на пирамиду питания.

Может, это учителю надо? Я бывший учитель; информация о курении матери ученика и оливковом масле в его салате для работы педагога не нужна. Как работать на уроке с аутичным подростком или прекратить девичью истерику - знать нужно, но и для этого нужны не диагнозы детей, а инструкции и методики.

«Схематическое представление» утверждает, что «паспорт» поможет выявить детей, нуждающихся в сопровождении специалистов. Допустим, детей выявили. Но нужных специалистов в системе образования мало, квалификация их оставляет желать лучшего, ставки их в школах год от года сокращаются. По данным министра здравоохранения и соцразвития Татьяны ГОЛИКОВОЙ, в 62, 3% школ (в основном сельских) нет ни медработников, ни медкабинетов. В большинстве городских, добавлю от себя, - одна медсестра, и та не каждый день. Чего ради «выявлять», если помочь нечем?

Предназначение проекта - только мониторинг. Сбор информации для создания обширной базы данных и «отслеживания в динамике множества показателей» для внутренних служебных целей органов образования и здравоохранения. На портале московского Департамента образования выложен «Регламент работы с информацией о состоянии здоровья обучающихся образовательных учреждений с использованием электронного «Паспорта здоровья школьника». Из него следует, что информация из школ должна стекаться в общегородскую базу данных, которая будет готовить отчеты Департамента образования и Департамента здравоохранения Москвы, а также отчеты для школ. «С помощью электронного «Паспорта здоровья школьника», - обещает департамент, - появится возможность проанализировать, как образовательная среда влияет на здоровье школьника».

Смысл этого туманного утверждения недавно раскрыл прессе заместитель директора Московского центра качества образования (центр ведает мониторингом и аккредитацией образовательных учреждений) Валентин НОСКИН, один из создателей «паспорта здоровья»: грядет введение нового стандарта образования, нагрузка на детей вырастет на 30-40%, поэтому «паспорта» нужны для мониторинга - отслеживать перегрузки.

Простая логика подсказывает, однако, что проблема избыточной нагрузки решается не мониторингом ее, а снижением.

А то выходит, что Минобрнауки замышляет «опыт на детях»: радикально поднять им нагрузку и замерить, насколько чаще они стали болеть и писаться, тогда сразу станет понятно, до чего перегружена программа. Но тогда почему целью этого мониторинга считается оздоровление школьников?

... Задуман и заявлен «паспорт» был как обязательный, потом разные должностные лица заговорили о его добровольности. Московская городская целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2009 - 2011 гг. в качестве «целевого индикатора», по которому можно будет судить об успешном решении задач программы в области сохранения и укрепления здоровья детей, называет «100% обеспечение обучающихся, воспитанников «паспортом здоровья». В бюджетной части этого документа «паспорта здоровья» нет, зато предусмотрено выделение 2 млн. 100 тыс. рублей тремя очередями по 700 тыс. в 2009 - 2011 гг. на «Внедрение во всех общеобразовательных учреждениях системы санитарно-просветительской работы по вопросам сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей на базе «Дневника здоровья» («дневники здоровья» - это еще одна вариация на ту же тему).

В 2007 году «паспорта здоровья» уже вводились в Москве: на эти цели в бюджете города был выделен 1 млн. рублей (программа «Столичное образование-4»). Заполнялись они добровольно-принудительно, но оказались никому особенно не нужны - ни врачам, ни учителям, ни родителям, и начинание спустили на тормозах. Москвичка Татьяна МАКАРКИНА рассказывает типичную историю: «Моим детям «паспорта» завели три года назад в поликлинике на диспансеризации. «Паспорт» старшего валяется дома. В нем заполнены только графы «имя» и «дата рождения». В графах «перенесенные заболевания» и «заключение 12 лет» стоит штамп «информация в поликлинике». За прошедшие годы этот документ никому не понадобился».

Словом, 100% обеспечение школьников «паспортами» при необязательности их заполнения - это не более чем способ освоить бюджет. А при обязательности - нарушение закона.

Семейная тайна

Именно с обязательностью связано родительское беспокойство по поводу «паспортов здоровья»: это незаконное вмешательство государства в частную жизнь. Семьи не обязаны предоставлять школе сведения, составляющие личную, семейную и медицинскую тайну.

Поэтому инициативная группа родителей (они недавно объединились в межрегиональную общественную организацию «За права семьи») обратилась к министру образования и науки Андрею Фурсенко с открытым письмом. В письме говорилось, что обязательность «паспортов здоровья» нарушает права ребенка и семьи на неприкосновенность частной жизни и противоречит целому ряду законодательных норм: ст. 16 Конвенции о правах ребенка; ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека; ст. ст. 23-24 Конституции Российской Федерации; ст. ст. 31 и 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Авторы письма напоминали: за сбор сведений о частной жизни лица без его согласия у нас полагается уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ. Собрав подписи через Интернет, инициативные родители отправили свое письмо министру обычной почтой еще в декабре 2009 года. Ответа нет до сих пор.

В каждом регионе - свои представления о том, где будут храниться бумажные «паспорта», кто будет обрабатывать информацию, на каком этапе она будет обезличиваться. В московском «Регламенте работы с информацией о состоянии здоровья» говорится: индивидуальные карты учащихся (с результатами всех проведенных обследований) и «паспорта здоровья» будут храниться на сайте школы и защищаться системой паролей. Прекрасно! Но может быть, вместо того чтобы тратиться на систему информационной безопасности, эти сведения, которые уже есть в поликлиниках, просто не надо собирать в школах? Тем более - выкладывать в Интернет, где достоянием хакеров становились и секретные документы Пентагона?

Заберите своего психа

Валентин Носкин много раз публично заявлял, что в «паспорте здоровья» нет «никаких шокирующих данных о привычках родителей, о заболеваниях и т. д. «, вообще нет конфиденциальных данных, только обобщенные - так что опасаться родителям нечего. А они опасаются - и не гипотетического хакера, а родного классного руководителя: разгласить диагноз, публично высмеять энурез, «припадки» или «шизоидную акцентуацию» - дело в наших школах обычное.

Председатель Межрегиональной общественной организации родителей детей с дефицитом внимания и гиперактивностью «Импульс» Нина ГОЛУБ рассказывает: «Учителя мало понимают в медицине и часто пользуются медицинскими сведениями, чтобы унизить ребенка или вынудить родителей сменить школу. В обычной московской школе мама говорит педагогу, что собирается с ребенком к психологу, - на следующий день ей домой звонит завуч с требованием «забрать своего психа из школы». Родители старшеклассника приносят в школу заключение нейропсихолога о дислексии и дисграфии - и директор сочувственно говорит маме: «Вы такая молодая, зачем вам эти проблемы? Сдайте вы его в интернат и живите для себя». Случай в питерской гимназии: девочка в 4-м классе устает и мучается головными болями из-за сужения сосудов мозга. На контрольной она жалуется на усталость, учитель кричит: «Ну так иди домой, у тебя же сужение мозга! «. Другому ребенку после госпитализации в отделение неврологии несколько лет подряд учительница говорит, делая замечания: «Лечили-лечили Иванова, да так и не вылечили».

«Псих», «психопат», «ненормальный», «неадекватный», «у невролога лечится» - это понятия, которыми повсеместно оперируют учителя массовой школы.

В школах нет ни методик для работы с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, ни нормативно-правового обеспечения, ни подготовленных профессионалов. Так что родители продолжают терять медицинские карты и скрывать от школ диагнозы своих детей.

Кажется, у школ вообще нет представления о том, что в стране есть Конституция и законы. Нужно социальному педагогу собрать сведения о проблемных семьях - он на собрании сует родителям анкеты: диагнозы ребенка и членов его семьи, наличие инвалидности, судимости, алкоголизма, наркомании и т. п.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (иначе - Роскомнадзор: инстанция, которая наблюдает за соблюдением Закона о персональных данных) уже не раз заявляла, что Министерству образования и науки пора привести свою деятельность в соответствие с законом. Как сообщил «Новой газете» помощник руководителя этой службы Михаил ВОРОБЬЕВ, «по результатам рассмотрения проекта «паспорта здоровья» Роскомнадзором были установлены факты несоответствия некоторых положений указанного документа требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных». А «паспорт» знай себе внедряется.

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru опросил 1800 родителей детей до 12 лет об их отношении к «паспортам здоровья». 61% относится к новшеству «скорее положительно» или «положительно»: это же для здоровья! Правда, с оговорками вроде «если это позволит помочь ребенку» и «если это не превратится в очередную формальность». «Резко отрицательно» и «скорее отрицательно» относятся к документу 39% опрошенных: пустая трата денег и ненужное дублирование медкарт.

Озабоченных вмешательством в частную жизнь не так много, но именно они активнее всех борются с инновацией, поскольку видят еще одну опасность: «Действующий Семейный кодекс, - говорит Павел Парфентьев, председатель организации «За права семьи», - позволяет отнять ребенка и ограничить родительские права почти на любом основании. Уже были случаи, когда детей отнимали фактически на основании малообеспеченности семьи или медицинских проблем ребенка. Любая семья, предоставляя информацию о своих проблемах, рискует стать жертвой подобных варварских нападок».

И это, пожалуй, еще одно свидетельство кризиса в отношениях семьи и государства. Система помощи детям основана на принуждении и наказании. Проблемных детей «выявляют», но помочь им нечем; остается припугнуть их колонией и исключением из школы. Кризисные семьи «выявляют», но и им помочь нечем: службы, которая бы помогала им сделать регистрацию, получить пособие, пройти лечение, обучала бы их приемлемым методам воспитания, нет - остается только отнять ребенка.

Что бы ни делали - выходит НКВД. Даже когда цель - научить детей следить за осанкой.

***

Тем временем

Внедрение «паспортов». Последние известия

В 2010 году «паспорта», помимо Москвы, Новосибирска и Татарстана, внедряются в некоторых школах Тюмени, Челябинска, в Костроме и Санкт-Петербурге, готовится их введение в Бурятии...

Бурятия: «После того как данные «паспортов» будут сведены в единый банк, это станет небывалым в истории Бурятии информационным ресурсом. Здесь будет информация не столько о здоровье конкретного ученика, сколько о его жизни, навыках, среде, в которой он рос и воспитывался. Можно сказать, это банк данных о генофонде молодых жителей Бурятии. Откроешь банк данных и сразу увидишь, пили ли водку родители ученика, увлекались ли они курением, кем работают, ругались ли родители между собой, болеют ли чем-то близкие учащегося, была ли у ученика своя комната в квартире.

Анализируя это, можно точно определить, что из себя представляет новое поколение, с высокой точностью предугадать дальнейшее жизненное поведение людей, их морально-нравственные ценности, привычку к тому или иному образу жизни, а значит, перспективы развития республики».

(Петр Санжиев, газета «Номер один», Иркутск)

Костромская область: «Ведение «паспорта» осуществляется в электронной форме с письменного согласия родителей или самого учащегося, если он полностью дееспособен. «Паспорт» заполняется не реже двух раз в год медицинским работником, педагогом-психологом и преподавателем физкультуры с участием классного руководителя и родителей. На основании анализа данных «паспортов» каждый год губернатору будет предоставляться доклад о здоровье учащихся Костромской области».

(Пресс-служба губернатора Костромской области)

***

Комментарий

  • Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, 4 сентября разместил заявление на своем сайте: «Так как в ближайшие два года «паспорт здоровья школьника» планируют завести на каждого российского учащегося, считаю возможным обратить внимание на то, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 8), Конституции Российской Федерации (статьи 23 и 24) и других правовых актах установлен порядок, при котором частная жизнь неприкосновенна и защищена от внимания и влияния внешнего мира. Соответственно, «паспорт» должен быть строго добровольным, т. е. отказ заполнять документ не должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на родителей и ребенка».

Поиск
Друзья сайта:
МКЦ "Забытый полк"
Союз военных моряков
Васильева Елена
Пчелинцев Сергей
Объединенный
гражданский фронт

ОДД "За права человека"
Левый фронт
Правда Беслана
Новая газета
Сайт Каспаров.ru
ИА Собкор.ru
Эхо Москвы
Гражданский конгресс
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей




Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz