Автор- Ирина ЛУКЬЯНОВА
С 1 сентября в школах Москвы, Татарстана и Новосибирска появились
«паспорта здоровья» - документы, где должна содержаться полная
информация о здоровье ребенка, его физическом и психоэмоциональном
состоянии. Обязательными для всей страны «паспорта здоровья» станут в
следующем году. Невинный документ, который должен научить ребенка
заботиться о собственном здоровье, вызвал массовую озабоченность
родителей, которые усмотрели в нем незаконное вмешательство государства в
частную жизнь.
В этом году «паспорт здоровья» для школ России необязателен, он будет дорабатываться; введение его - решение регионов.
Судя по предисловию, заполнять его должен сам ребенок, который сможет
таким образом «проследить в динамике множество показателей». Ребенок
должен указать сведения о месте проживания, о родителях, заполнить графы
с адресами поликлиники и школы, указав даже ФИО заведующего детским
отделением и номер полиса медстрахования. Перечислить хронические
заболевания (в их числе - «проблемы с кишечником», «припадки» и
«энурез»).
От ребенка требуется информация о госпитализациях,
санаторно-курортном лечении, физическом (рост, вес, объем легких и т.
п.) и половом развитии (в этой графе - загадочные для непосвященного
латинские буквы: V, P, L, Ax и пр.); о проблемах зрения и осанки, о
состоянии зубов. Он должен подробно, по часам, расписать свой
«стандартный выходной и рабочий день», указать, как часто ест здоровую
пищу (оливковое масло, например, мясо, фрукты и т. п.). Сообщить, кто в
его семье курит, нарисовать свою рабочую комнату, рассказать о том, с
кем он дружит и общается, какие предметы любит, а какие нет.
Большую часть документа занимают таблицы для школьного психолога,
тоже в основном только ему и понятные: результаты тестов, включая
«кольца Ландольта», «тревожность по Спилбергеру» и акцентуации
характера.
Целительная сила мониторинга
У меня сын в седьмом классе. Его точно не соблазнишь чудной
возможностью «проследить в динамике множество показателей». Мне этот
«паспорт» тоже не нужен, я при необходимости загляну в медкарту. А кому
нужен?
Согласно «Схематическому представлению электронного «паспорта
здоровья школьника» (этот документ выложен на портале московского
Департамента образования www.mosedu.ru),
«паспорт» должен сформировать у родителей ответственность за здоровье
детей, а у детей - ответственность за свое здоровье и навыки
саморегуляции. У нас с ребенком он формирует только скуку и недоумение.
Полезные привычки не вырабатываются прочтением лозунга «не сутулься» и
взглядом на пирамиду питания.
Может, это учителю надо? Я бывший учитель; информация о курении
матери ученика и оливковом масле в его салате для работы педагога не
нужна. Как работать на уроке с аутичным подростком или прекратить
девичью истерику - знать нужно, но и для этого нужны не диагнозы детей, а
инструкции и методики.
«Схематическое представление» утверждает, что «паспорт» поможет
выявить детей, нуждающихся в сопровождении специалистов. Допустим, детей
выявили. Но нужных специалистов в системе образования мало,
квалификация их оставляет желать лучшего, ставки их в школах год от года
сокращаются. По данным министра здравоохранения и соцразвития Татьяны
ГОЛИКОВОЙ, в 62, 3% школ (в основном сельских) нет ни медработников, ни
медкабинетов. В большинстве городских, добавлю от себя, - одна
медсестра, и та не каждый день. Чего ради «выявлять», если помочь нечем?
Предназначение проекта - только мониторинг. Сбор информации для
создания обширной базы данных и «отслеживания в динамике множества
показателей» для внутренних служебных целей органов образования и
здравоохранения. На портале московского Департамента образования выложен
«Регламент работы с информацией о состоянии здоровья обучающихся
образовательных учреждений с использованием электронного «Паспорта
здоровья школьника». Из него следует, что информация из школ должна
стекаться в общегородскую базу данных, которая будет готовить отчеты
Департамента образования и Департамента здравоохранения Москвы, а также
отчеты для школ. «С помощью электронного «Паспорта здоровья школьника», -
обещает департамент, - появится возможность проанализировать, как
образовательная среда влияет на здоровье школьника».
Смысл этого туманного утверждения недавно раскрыл прессе заместитель
директора Московского центра качества образования (центр ведает
мониторингом и аккредитацией образовательных учреждений) Валентин
НОСКИН, один из создателей «паспорта здоровья»: грядет введение нового
стандарта образования, нагрузка на детей вырастет на 30-40%, поэтому
«паспорта» нужны для мониторинга - отслеживать перегрузки.
Простая логика подсказывает, однако, что проблема избыточной нагрузки решается не мониторингом ее, а снижением.
А то выходит, что Минобрнауки замышляет «опыт на детях»: радикально
поднять им нагрузку и замерить, насколько чаще они стали болеть и
писаться, тогда сразу станет понятно, до чего перегружена программа. Но
тогда почему целью этого мониторинга считается оздоровление школьников?
... Задуман и заявлен «паспорт» был как обязательный, потом разные
должностные лица заговорили о его добровольности. Московская городская
целевая программа развития образования «Столичное образование-5» на 2009
- 2011 гг. в качестве «целевого индикатора», по которому можно будет
судить об успешном решении задач программы в области сохранения и
укрепления здоровья детей, называет «100% обеспечение обучающихся,
воспитанников «паспортом здоровья». В бюджетной части этого документа
«паспорта здоровья» нет, зато предусмотрено выделение 2 млн. 100 тыс.
рублей тремя очередями по 700 тыс. в 2009 - 2011 гг. на «Внедрение во
всех общеобразовательных учреждениях системы санитарно-просветительской
работы по вопросам сохранения здоровья и пропаганды здорового образа
жизни среди обучающихся и их родителей на базе «Дневника здоровья»
(«дневники здоровья» - это еще одна вариация на ту же тему).
В 2007 году «паспорта здоровья» уже вводились в Москве: на эти цели в
бюджете города был выделен 1 млн. рублей (программа «Столичное
образование-4»). Заполнялись они добровольно-принудительно, но оказались
никому особенно не нужны - ни врачам, ни учителям, ни родителям, и
начинание спустили на тормозах. Москвичка Татьяна МАКАРКИНА рассказывает
типичную историю: «Моим детям «паспорта» завели три года назад в
поликлинике на диспансеризации. «Паспорт» старшего валяется дома. В нем
заполнены только графы «имя» и «дата рождения». В графах «перенесенные
заболевания» и «заключение 12 лет» стоит штамп «информация в
поликлинике». За прошедшие годы этот документ никому не понадобился».
Словом, 100% обеспечение школьников «паспортами» при необязательности
их заполнения - это не более чем способ освоить бюджет. А при
обязательности - нарушение закона.
Семейная тайна
Именно с обязательностью связано родительское беспокойство по поводу
«паспортов здоровья»: это незаконное вмешательство государства в частную
жизнь. Семьи не обязаны предоставлять школе сведения, составляющие
личную, семейную и медицинскую тайну.
Поэтому инициативная группа родителей (они недавно объединились в
межрегиональную общественную организацию «За права семьи») обратилась к
министру образования и науки Андрею Фурсенко с открытым письмом. В
письме говорилось, что обязательность «паспортов здоровья» нарушает
права ребенка и семьи на неприкосновенность частной жизни и противоречит
целому ряду законодательных норм: ст. 16 Конвенции о правах ребенка;
ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека; ст. ст. 23-24
Конституции Российской Федерации; ст. ст. 31 и 61 Основ законодательства
РФ об охране здоровья граждан.
Авторы письма напоминали: за сбор сведений о частной жизни лица без
его согласия у нас полагается уголовная ответственность по ст. 137 УК
РФ. Собрав подписи через Интернет, инициативные родители отправили свое
письмо министру обычной почтой еще в декабре 2009 года. Ответа нет до
сих пор.
В каждом регионе - свои представления о том, где будут храниться
бумажные «паспорта», кто будет обрабатывать информацию, на каком этапе
она будет обезличиваться. В московском «Регламенте работы с информацией о
состоянии здоровья» говорится: индивидуальные карты учащихся (с
результатами всех проведенных обследований) и «паспорта здоровья» будут
храниться на сайте школы и защищаться системой паролей. Прекрасно! Но
может быть, вместо того чтобы тратиться на систему информационной
безопасности, эти сведения, которые уже есть в поликлиниках, просто не
надо собирать в школах? Тем более - выкладывать в Интернет, где
достоянием хакеров становились и секретные документы Пентагона?
Заберите своего психа
Валентин Носкин много раз публично заявлял, что в «паспорте здоровья»
нет «никаких шокирующих данных о привычках родителей, о заболеваниях и
т. д. «, вообще нет конфиденциальных данных, только обобщенные - так что
опасаться родителям нечего. А они опасаются - и не гипотетического
хакера, а родного классного руководителя: разгласить диагноз, публично
высмеять энурез, «припадки» или «шизоидную акцентуацию» - дело в наших
школах обычное.
Председатель Межрегиональной общественной организации родителей детей
с дефицитом внимания и гиперактивностью «Импульс» Нина ГОЛУБ
рассказывает: «Учителя мало понимают в медицине и часто пользуются
медицинскими сведениями, чтобы унизить ребенка или вынудить родителей
сменить школу. В обычной московской школе мама говорит педагогу, что
собирается с ребенком к психологу, - на следующий день ей домой звонит
завуч с требованием «забрать своего психа из школы». Родители
старшеклассника приносят в школу заключение нейропсихолога о дислексии и
дисграфии - и директор сочувственно говорит маме: «Вы такая молодая,
зачем вам эти проблемы? Сдайте вы его в интернат и живите для себя».
Случай в питерской гимназии: девочка в 4-м классе устает и мучается
головными болями из-за сужения сосудов мозга. На контрольной она
жалуется на усталость, учитель кричит: «Ну так иди домой, у тебя же
сужение мозга! «. Другому ребенку после госпитализации в отделение
неврологии несколько лет подряд учительница говорит, делая замечания:
«Лечили-лечили Иванова, да так и не вылечили».
«Псих», «психопат», «ненормальный», «неадекватный», «у невролога
лечится» - это понятия, которыми повсеместно оперируют учителя массовой
школы.
В школах нет ни методик для работы с детьми, имеющими проблемы со
здоровьем, ни нормативно-правового обеспечения, ни подготовленных
профессионалов. Так что родители продолжают терять медицинские карты и
скрывать от школ диагнозы своих детей.
Кажется, у школ вообще нет представления о том, что в стране есть
Конституция и законы. Нужно социальному педагогу собрать сведения о
проблемных семьях - он на собрании сует родителям анкеты: диагнозы
ребенка и членов его семьи, наличие инвалидности, судимости,
алкоголизма, наркомании и т. п.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (иначе - Роскомнадзор: инстанция,
которая наблюдает за соблюдением Закона о персональных данных) уже не
раз заявляла, что Министерству образования и науки пора привести свою
деятельность в соответствие с законом. Как сообщил «Новой газете»
помощник руководителя этой службы Михаил ВОРОБЬЕВ, «по результатам
рассмотрения проекта «паспорта здоровья» Роскомнадзором были установлены
факты несоответствия некоторых положений указанного документа
требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных
данных». А «паспорт» знай себе внедряется.
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru опросил
1800 родителей детей до 12 лет об их отношении к «паспортам здоровья».
61% относится к новшеству «скорее положительно» или «положительно»: это
же для здоровья! Правда, с оговорками вроде «если это позволит помочь
ребенку» и «если это не превратится в очередную формальность». «Резко
отрицательно» и «скорее отрицательно» относятся к документу 39%
опрошенных: пустая трата денег и ненужное дублирование медкарт.
Озабоченных вмешательством в частную жизнь не так много, но именно
они активнее всех борются с инновацией, поскольку видят еще одну
опасность: «Действующий Семейный кодекс, - говорит Павел Парфентьев,
председатель организации «За права семьи», - позволяет отнять ребенка и
ограничить родительские права почти на любом основании. Уже были случаи,
когда детей отнимали фактически на основании малообеспеченности семьи
или медицинских проблем ребенка. Любая семья, предоставляя информацию о
своих проблемах, рискует стать жертвой подобных варварских нападок».
И это, пожалуй, еще одно свидетельство кризиса в отношениях семьи и
государства. Система помощи детям основана на принуждении и наказании.
Проблемных детей «выявляют», но помочь им нечем; остается припугнуть их
колонией и исключением из школы. Кризисные семьи «выявляют», но и им
помочь нечем: службы, которая бы помогала им сделать регистрацию,
получить пособие, пройти лечение, обучала бы их приемлемым методам
воспитания, нет - остается только отнять ребенка.
Что бы ни делали - выходит НКВД. Даже когда цель - научить детей следить за осанкой.
***
Тем временем
Внедрение «паспортов». Последние известия
В 2010 году «паспорта», помимо Москвы, Новосибирска и Татарстана,
внедряются в некоторых школах Тюмени, Челябинска, в Костроме и
Санкт-Петербурге, готовится их введение в Бурятии...
Бурятия: «После того как данные «паспортов» будут сведены в единый
банк, это станет небывалым в истории Бурятии информационным ресурсом.
Здесь будет информация не столько о здоровье конкретного ученика,
сколько о его жизни, навыках, среде, в которой он рос и воспитывался.
Можно сказать, это банк данных о генофонде молодых жителей Бурятии.
Откроешь банк данных и сразу увидишь, пили ли водку родители ученика,
увлекались ли они курением, кем работают, ругались ли родители между
собой, болеют ли чем-то близкие учащегося, была ли у ученика своя
комната в квартире.
Анализируя это, можно точно определить, что из себя представляет
новое поколение, с высокой точностью предугадать дальнейшее жизненное
поведение людей, их морально-нравственные ценности, привычку к тому или
иному образу жизни, а значит, перспективы развития республики».
(Петр Санжиев, газета «Номер один», Иркутск)
Костромская область: «Ведение «паспорта» осуществляется в электронной
форме с письменного согласия родителей или самого учащегося, если он
полностью дееспособен. «Паспорт» заполняется не реже двух раз в год
медицинским работником, педагогом-психологом и преподавателем
физкультуры с участием классного руководителя и родителей. На основании
анализа данных «паспортов» каждый год губернатору будет предоставляться
доклад о здоровье учащихся Костромской области».
(Пресс-служба губернатора Костромской области)
***
Комментарий
- Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,
4 сентября разместил заявление на своем сайте: «Так как в ближайшие два
года «паспорт здоровья школьника» планируют завести на каждого
российского учащегося, считаю возможным обратить внимание на то, что в
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья
8), Конституции Российской Федерации (статьи 23 и 24) и других правовых
актах установлен порядок, при котором частная жизнь неприкосновенна и
защищена от внимания и влияния внешнего мира. Соответственно, «паспорт»
должен быть строго добровольным, т. е. отказ заполнять документ не
должен влечь за собой контроль и давление со стороны учителей на
родителей и ребенка».
|