Текст проекта закона о ювенальной юстиции здесь
Принципы ювенальной юстиции в России впервые были законодательно закреплены в 1995 году Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 942 от 14.09.1995, утвердившего «Национальный план действий в интересах детей», в соответствии с которым в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции. В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в котором введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», к которым, в частности, были отнесены: дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Поворотным моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало постановление Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает «освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим». C 2000 года данный процесс получил активное существенное сопротивление со стороны общественности. В 2002 г. Закон о ювенальной юстиции был принят Госдумой в первом чтении. Информационную поддержку закона помимо СМИ осуществляют школьные программы по правам ребёнка, а также общественные организации с западным финансированием. Пилотные проекты реализjdsdfkbcm в 4 регионах – Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов; помимо них в работу вовлечены Волгоград, Воронеж, Ангарск, республики Саха (Якутия), Марий-Эл, Хакасия. Принятая в 2008 году глава 22 Семейного кодекса РФ, предусматривает изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи.
Статья 156 уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» привлекает граждан к уголовной ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним, фактически запрещающее практику домашних наказаний. В июне 2008 г. в Госдуме предпринималась очередная попытка принять во втором чтении закон о ювенальной юстиции – на этот раз главным лоббистом законопроекта выступил депутат П. Крашенинников. Смысл его предложений заключался в переводе процедуры изъятия детей из сферы административного права в судебное и. её упрощении – в закрытом судебном заседании в 3-дневный срок. Информация о слушаниях по какой-то причине утаивалась и увидела свет лишь благодаря усилиям неравнодушных людей. И только благодаря тому, что другие неравнодушные люди стали отправлять в Госдуму письма и телеграммы с требованием отменить разрушительный закон, второе чтение отложено. Но не отменено. В 2009 году введены новые должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте, губернаторов субъектов РФ. В 2010 году во втором чтении в Госдуме отклонён проект федерального конституционного закона №38948-3«О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов). Однако, несмотря на это формирование ювенальных судов в регионах продолжается на основании не принятого до конца проекта о закона ювенальной юстиции. В феврале 2010 года утверждено Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной отвественности и наказания несовершеннолетних», в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел.
С позиции ювенальной юстиции большое значение придаётся п. 44 настоящего Постановления, в соответствии с которым «судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств». Отдельные законопроекты предполагают не сводить идею ювенальной юстиции только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеют целью решать более широкие задачи создание ювенальных гражданских судов, особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишёнными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав В некоторых случаях предусматривается расширение полномочий социальных служб, которые по существу уполномочиваются контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Отдельными проектами предполагается охватить медицинские вопросы, в частности: сексуальное просвещение детей, планирование семьи, а также поголовную вакцинацию с дальнейшей чипизацией.
Мнение лоббистов: Предпосылки для судебно-правовой реформы
Судья Ростовского областного суда Воронова Е. Л. отмечает, что существующая в России система органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, не даёт желаемых результатов, поскольку за последние годы: ослабли устои семьи; снизилась ответственность родителей за воспитание и образование детей; увеличилось число родителей жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании; снизились воспитательные функции школы; плохо налажен учёт детей, оставшихся без попечения родителей; национальным бедствием стало употребление молодёжью наркотиков, алкоголя, пива; неудовлетворительно ведётся работа с несовершеннолетними, употребляющими вредные вещества; растёт количество детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Комиссии по делам несовершеннолетних
В настоящее время в России функционируют созданные в советское время комиссии по делам несовершеннолетних, деятельность которых основана на действующих федеральных законах, основным из которых является «Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 9 июня 1999 года. Считается что комиссии по делам несовершеннолетних являются ключевым звеном ювенальной юстиции: «локомотивом» ювенальных технологий.
Позиции по вопросу формирования в России системы ювенальной юстиции
В литературе встречаются следующие различные позиции по вопросу внедрения в России ювенальной юстиции: Внедрять в таком виде, как она представлена на Западе. Вместе с тем «предлагается немедленно отказаться от существующей системы исполнения наказаний несовершеннолетних, разрушить её до основания, а затем строить совершенно новую правовую конструкцию» Внедрять постепенно с учётом российской действительности. Поскольку перспектива простого заимствования системы ювенальной юстиции западной модели неоправданна, необходим поиск синтеза методов ресоциализации, оказавшихся эффективными в российских условиях и подходов, характерных для европейской системы восстановительного правосудия. Правовая база
1. Областной закон Ростовской области от 26 декабря 2005 г. № 425-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской
области».
Ювенальные технологии
В 2008 году Верховным судом Российской Федерации в правовой оборот введён новый термин «ювенальные технологии», под которым понимается комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения. Неприятие ювенальной юстиции российской общественностью Ювенальная юстиция разрушает основной путь общественной жизни, закон общественной жизни. Каков это закон? Это закон дисциплины и подчинённости в обществе. Если вы солдату дадите те же права, что и генералу — всё, армия закончилась. Если вы сотруднику, работнику фирмы, дадите те же права, что и хозяину — всё, фирма лопнула. Если вы дадите любому гражданину права президента — всё, государства нет. Если вы дадите ребёнку не только те права, что и родителям, а большие даже права — а ювенальная юстиция как раз об этом и говорит — что будет? Слышите? Нарушается основной закон социальной жизни. Это вещи очевидные.
Заведующий кафедрой социологии семьи МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, доктор философских наук, академик-секретарь отделения демографии Международной академии прогнозирования Анатолий Антонов в интервью порталу «Народы России» отметил следующее: …апологеты ювенальной юстиции намерены полностью поставить семью под контроль государства… Частный случай отдельных злоупотреблений возводится во всеобщее правило, и тогда все родители наделяются статусом преступников. Вот против чего мы восстаём и вот чего не должна совершать никакая юстиция ни в каком государстве. … Когда у человека отбирают последний бастион его личной, частной приватной жизни — всё. Это ГУЛАГ, «Скотный двор».
Публицист Татьяна Шишова уверена, что применение ювенальной юстиции приведёт к растлению детей, так как родители и учителя юридически потеряют рычаги воздействия на них, к ухудшению школьной дисциплины, поскольку под ювенальным контролем ребёнок будет сам решать, что он хочет делать, и в случае противодействия взрослых, сможет подавать на них в суд, что подтверждается опытом, полученным на Западе
Юрист-правозащитник Игорь Смыков считает, что проект «Ювенальная юстиция» является частью информационной войны, цели которого — устранить родителей и педагогов от воспитания детей, молодое поколение передать на воспитание специалистам по «правам и свободам ребёнка» .
Директор «Института демографических исследований» Игорь Белобородов придерживается мнения, что существует три основные, заинтересованные в введении в России ювенальной юстиции, группы: чиновники, склонные к коррупции, гомосексуалисты, а также материально заинтересованные лица, которые станут получать дополнительное финансирование за каждого ребёнка, изъятого из семьи, бизнесмены – медики в торговле органами. Председатель профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отмечает, что ювенальная юстиция в условиях постсоветской России является не институтом, а идеологией, основанной на подмене семьи и её социальных функций по воспитанию детей деятельностью государственных и иных органов, и в этом смысле пропагандирующей идеологию антисемьи, внесемейного, внеродительского воспитания.
По словам адвоката Ларисы Павловой результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно крайне отрицательные результаты:
Попрание прав родителей;
Распад семейных связей;
Возрастание преступности среди несовершеннолетних
распространение порочных привычек среди молодежи;
увеличение количества дел по лишению родительских прав
активный протест родителей
Другие противники введения в России ювенальной юстиции обращают внимание на частые случаи самоубийств среди родителей, у которых были отобраны дети.
Безответственность работников ювенальных служб
Всвязи с введением ювенальной юстиции социальные работники ювенальных служб получат широкие полномочия на вмешательство в процесс воспитания и образования любого ребёнка, однако при этом они не будут нести никакой должностной ответственности за свои действия. А в результате существенного расширения полномочий работников ювенальных структур (судов и социальных служб), а также весьма широкой трактовки прав ребёнка возрастает вероятность (под прикрытием лозунгов о защите прав детей) неконтролируемого вмешательства данных структур в дела отдельных семей: политические мотивы, задолженности по квартплате и т.п.
Ребенок становится разменной монетой в руках государства и средством повиновения своих граждан.
В результате этого неделённые широкими полномочиями ювенальные органы способны забрать, грубо нарушая законодательство, любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом (психологи, врачи, учителя), а не родителями
За первый год существования юю в России изъято более сотни детей по полтическим мотивам, и не менее 300 детей из-за задолженности и из-за бедности жилища. Это следует помнить.
Считается, что в основе ювенальной юстиции лежит презумпция виновности родителей. Неопределённость терминологии в ювенальном законодательстве Существующая неопределенность терминологии в ювенальном законодательстве вызывает много споров, в то время как законодательные инициативы, направленные на устранение неопределённостей, к примеру, в некоторых положениях Семейного кодекса автоматически получают отрицательные отзывы. Так, например, в российское законодательство внесено понятие «ребёнок в опасной ситуации», широкая трактовка которого позволяет подогнать по него практически всех российских детей.
Паспорт здоровья школьника
С первых дней своего существования проект паспорта здоровья был подвергнут жёсткой критике со стороны родителей, педагогов и правозащитников, настаивающих на том, что от документа никакой пользы для здоровья ученика не будет. А вот утечка информации, которую может занести в документ ребёнок, способна навредить его семье. Личная информация школьников, вносимая в паспорт здоровья, раскрывает весь внутренний мир семьи и значительно расширяет возможности ювенальных органов, которые, зафиксировав нарушения здоровья у ребёнка, могут обвинить его родителей в ненадлежащем уходе и т. п.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIV Всемирного русского народного собора в своём выступлении, говоря о ювенальной юстиции, в частности, отметил следующее: Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определённых норм в общении с противоположным полом, а до определённого возраста — физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убеждён, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии.
Вместо внедрения ювенальной юстиции родители предлагают альтернативу. В частности член федерального политсовета ОДД «Солидарность» Е.Васильева считает: «Российское законодательство должно идти в ином направлении, в частности:
- направить государственные средства на решение проблемы беспризорности, ориентируясь на опыт 1920-1930-х годов;
-ужесточить наказания за преступления в отношении несовершеннолетних до меры, позволяющей квалифицировать эти преступления как тягчайшие;
- улучшить систему детских исправительных учреждений;
- разрешить матерям использовать выделяемый «детский капитал» сразу при рождении ребенка на нужды ребенка
- создать федеральную целевую программу по финансовой поддержке малоимущих семей, многодетных семей и приютов семейного типа;
- вернуть школе воспитательные функции в объёме, позволяющем регламентировать меры дисциплинарного воздействия на учеников.
Другие противники ювенальных подходов предлагают скорректировать разрабатываемый Общественной палатой РФ проект закона «Об основах системы ювенальной юстиции» с учётом, в частности, следующих требований: исключить из проекта закона, предусматривающие повышение статуса Комиссий по делам несовершеннолетних, вторжение в семью и в процесс воспитания, возможность отобрания детей и передачи их в другие семьи при живых родителях; предусмотреть в проекте реальные меры социальной помощи семьям; исключить из действующего законодательства положения, позволяющие изымать детей из семей по широким и неопределённым критериям.
Форсайт – проект «Детство 2030»
Предложенный Общественной палатой РФ форсайт – проект является вершиной плана, ступеньками к которому было внедрение ювенальной юстиции, всеобщей вакцинации и паспорта школьника, а также реформы школьного образования . Тотальный контроль над семьей, запугивание родителей станет нормой, при которой осуществление форсайт – проекта «Детство 2030» может стать успешным. Родители утратят свою функцию. Детей будет воспитывать государство в общеобразовательных учредлениях, куда доступ родителям будет закрыт.
Однако, позиции лоббистов не так прочны, как им хотелось бы, и ещё можно остановить грядущее безумие. Родители должны направлять письма протестов, создавать родительские движения, смело выходить на совместные акции протестов. Необходимо понимать, что все эти шаги – суть одной боьшой политики, направленной на выращивание рабского общества, лишенного инициативы и идеи, разрушающего самое главное: любовь между детьми и родителями. Именно поэтому Общеороссийское движение родителей «8 Марта» призывает всех родителей членов любых партий, течений, Союзов, движений выйти 8 марта в 14.00 на центральные площади своих городов и заявить свое категорическое, решительное «Нет!» этой власти.
Елена Васильева |