На этой странице прямые ссылки на статьи, методические указания, советы специалистов о том, как выявить, было ли совершено над ребенком сексуальное насилие. Вы можете перейти по прямым ссылкам на сайты, где обсуждались данные проблемы. Наша редакция будет внимательно следить за новой информацией по этому поводу, поскольку в России самым неизученным является проблема выявления сексуального насилия над детьми. Дети-жертвы в 10 раз
чаще совершают попытки суицида, чем остальные дети той же возрастной
группы. У 85% взрослых пациентов психиатрических клиник выявляется
история сексуального насилия в детстве; и 90% людей, страдающих от
тяжелых личностных расстройств, также имеют историю сексуального
насилия. Что же следует считать сексуальным
насилием над детьми? По мнению психологов, это и сексуализированные
ласки, и использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослых, и
сексуальная стимуляция ребенка, и сексуальная эксплуатация (изготовление
порнографии), и собственно изнасилование.
Сексуальное насилие над детьми: причины, признаки Оценка и диагностика случаев насилия в отношении ребенка
Говоря о сексуальном насилии над ребенком всегда необходимо учитывать его возраст, что практически не делается при раскрытии подобных преступлений. Существует огромное количество случаев сексуальных домогательств в семьях над маленькими детьми. Так, отец А. в пьяном разговоре начал рассказывать о том, как он любит свою супругу и свою двухлетнюю дочку. При этом, оставаясь один на один с ребенком он начинает целовать девочку, в т.ч. и ее гениталии. Ребенок смеется, воспринимая это, как игру, не умея дифференцированно отличить саму игру от сексуальных домогательств. И именно такой вид сексуальных преступлений остается вне зоне видимости правоохранительных органов. Мы на нашем сайте будем искать ответы на сложные вопросы: как распознать реальное домогательство, сексуальные действия надо ребенком.
Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети
позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают
от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему
виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза,
бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев,
кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки
запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы,
ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий
физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду
и т.д. Что касается поведения пострадавших детей,
то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем
возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при
появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в
воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также
демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко
ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться
над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми
ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного,
безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему
интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с
остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с
одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой –
всячески отклонять предложение сходить в гости. Наконец, для
находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как
а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать
самого себя; б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он
хороший, что он умеет делать, или же наоборот в) чрезмерная
самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до
аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз
суицида. Нередки также попытки побега из дома, бродяжничество. Относительно
поведения склонных к жестокости родителей или
иных законных представителей можно утверждать, что на возможность
семейного насилия указывают следующие признаки:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у
ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие
или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по
инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или
преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых
слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их
наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него
ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым
родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических
расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность,
возбуждение и т. п.).
Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт,
то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать
ребенка, выслушать его и дать выговориться.
Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими
словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в
распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько
правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата
обязательным условием проводимой беседы является сохранение
спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием,
особенно если насильник – близкий родственник или педагог.
Наиболее
сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика
свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой
неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение
тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от
насильника, но и убедить жертву в ее
невиновности.
Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо
объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое
время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения
с определенным педагогом и др. Итак, условиями
оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия,
являются:
- Безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков
на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование.
- Доверие к детям и подросткам.
- При необходимость анонимность или конфиденциальность полученной
информации.
- Формирование чувства безопасности у жертв насилия.
В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение с
детьми родителей и иных взрослых, их вербальная агрессия, сексуальное,
эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними.
В нашей
стране ситуацию усугубляет то, что воспитание осуществляется в условиях
постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных
учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских
общественных объединений, вся социокультурная жизнь подрастающего
поколения. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества
жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за
разумную строгость. А с другой – последовавшее за распадом Советского
Союза социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большей
части населения в той или иной мере отразилось на жизни всех слоев.
Значительная часть старшего поколения не сумела приспособиться к новым
условиям, сформировать защитные механизмы, а молодежь была
дезориентирована разрушением сложившихся нравственно-этических норм и
традиций. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность
населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между
супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства
семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении.
Отличительной чертой насилия в отношении несовершеннолетних является
его стремление к эскалации при отсутствии реакции и противодействия.
Поэтому защита детей и подростков от жестокости, предупреждение
преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и
актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер.
|