Детский омбудсмен потребует недетских расходов: какой-то бессовестный чинодрал подготовил себе мягкое местечко
Cвой уполномоченный по правам детей совсем скоро появится в Карелии. Пока не ясно, ждут ли карельских чиновников громкие выволочки и разборы полетов за грязные соски и ржавые ванны. Но уже известно, что зарплата у детского омбудсмена - дай бог каждому.
Согласно проекту карельского закона, который недавно обсуждался в карельском парламенте, детским уполномоченным может стать лицо не моложе 35 лет, с высшим образованием и опытом защиты прав ребенка. По слухам, желающих защитить права детей хоть отбавляй: депутаты Законодательного собрания Галина Разбивная и Владимир Миронюк, заместитель министра образования Ирина Петеляева и даже глава Гарнизонного сельского поселения Вячеслав Михеев. Предполагается, что только на зарплату детского омбудсмена карельский бюджет выделит почти миллион рублей. Это порядка 80 тысяч рублей в месяц. Между тем нельзя сказать, что новый защитник наделяется какими-то сверхполномочиями: омбудсмен узнает о тех или иных детских проблемах, а потом начинает взывать к совести чиновников.
Согласно тексту закона, в случае установления факта нарушения прав, свобод ребенка уполномоченный направляет нарушителям "свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод". Но нигде не говорится, что после чтения все беспрекословно последуют советам омбудсмена. Правда, уполномоченный может пожаловаться на нерадивых подчиненных их начальникам: по закону различные госруководители должны безотлагательно принимать защитника. В случае грубого или массового нарушения прав уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании карельского парламента. Жаловаться же уполномоченному надо в письменной форме, он, в свою очередь, передает жалобу компетентным органам.
Кстати, в Карелии уже есть правозащитная структура, которой не чужд эпистолярный жанр, - уполномоченный по правам человека. Прошло уже два года, как эта должность появилась в республике. Ярких примеров, когда уполномоченный Валентин Шмыков отстоял чьи-то права, с ходу и не припомнишь. А вот сумма, в которую обходится карельским налогоплательщикам содержание спорной структуры, впечатляет - в 2011 году запланировано 4 миллиона 721 тысяча. Это почти на 200 тысяч больше, чем в прошлом году. У уполномоченного в подчинении 6 сотрудников. Только за письма отвечает один работник. Заступники не только пишут, но еще и ездят в командировки по районам.
- Мы в Олонец еще до Астахова ездили (напомним: российский уполномоченный приезжал, когда воспитанница детского дома убила своего парня. - Прим. ред.), - рассказал Валентин Шмыков. - В самом Олонецком детдоме не были, но другие посетили.
По словам Шмыкова, задача их ведомства - выявить недостатки и помочь их устранить. Но не слишком ли дорого налогоплательщикам обходится эта помощь?
Сам Валентин Шмыков считает, что он и его работники живут скромно. Зарплата уполномоченного составляет "всего" 50 тысяч. В прошлом году ведомство даже не исчерпало лимит средств, истратив на миллион меньше.
- Мы привыкли к сумме, минимально требующейся, не страдаем от этого и не шикуем. От больших денег прав лучше не защитишь, - говорит Валентин Шмыков.
Кстати, уполномоченный по правам детей в Карелии появился еще в 2007 году. На общественных началах, без какой-либо зарплаты этот пост занимала сотрудник карельского Минобразования Галина Григорьева. По ее словам, за три года она среагировала на 200 случаев нарушения прав детей.
- Очень много людей обращается. Я оказывала консультативную помощь, - рассказала Галина Григорьева.
Старания общественницы и чиновника в одном лице, похоже, не оценили. По слухам, кандидатура Григорьевой на пост омбудсмена не рассматривается.