(открытое обращение) В Прокуратуру города Владимира Прокурору города Владимира Попелюх Александру Анатольевичу
Уполномоченному по правам ребенка Владимирской области Кац Любови Ивановне
В Общественную палату РФ Комиссию по социальным вопросам и демографической политике Альтшулеру Борису Львовичу
В
адрес Центра «Гражданская позиция» «Комитета за гражданские права» 30
октября 2010 года поступила информация о том, что у супругов
Галактионовых Натальи и Леонида, проживающих в городе Владимире в
общежитии Тракторного завода, произошло фактическое отобрание детей,
двойни, местными органами опеки и попечительства, со ссылкой последних
на недостаточную жилплощадь для проживания членов указанной семьи.
Супруги
Галактионовы ведут добропорядочный образ жизни. Семья является
многодетной – трое детей, вследствие рождения при второй беременности
Натальи Галактионовой двойни. Леонид Галактионов является ветераном
боевых действий на территории Таджикистана и Чеченской республики. В г.
Владимире получил жилье – комнату в общежитии, площадь которой
составляет 11 кв. м. После заключения брака между супругами, рождения
детей, в этой комнате оказалось пятеро проживающих. Семья стоит на
очереди на улучшение жилищных условий. Однако, в связи с объединением
очередей трех городских районов Владимира в единую очередь в 2006 году,
место Галактионовых как очередников, бывшее довольно близко к началу
(52-е место), отодвинулось более чем в два раза (121-е место).
Семья
Галактионовых имеет доходы для приобретения продуктов и предметов
первой необходимости, но не имеет доходов для съема или приобретения
жилплощади, - как и огромное большинство наших сограждан, тем более из
числа многодетных семей.
Леонид и Наталья Галактионовы были, по
сути, подвергнуты шантажу со стороны органов опеки и попечительства. А
именно, чиновники пригрозили родителям: в случае отказа передать детей
добровольно в Дом малютки, дети будут отобраны у Галактионовых
принудительно решением соответствующих должностных лиц. В настоящее
время, дети Галактионовых фактически лишены возможности воспитываться в
семье, своими родителями, поскольку отец и мать могут только посещать
детей в детском учреждении.
Считаем, что сотрудники органов опеки
и попечительства г. Владимира, как минимум, недопонимают соотношение
прав и обязанностей граждан по отношению к семье; и государства по
отношению к гражданам; а наиболее вероятно, что данные сотрудники
злоупотребляют своими должностными полномочиями.
Общие положения
Семейного Кодекса Российской Федерации обязывают должностных лиц к
вмешательству в семейные отношения исходя, в том числе, из принципа
приоритета семейного воспитания детей и обеспечения беспрепятственного
осуществления членами семьи своих прав. Конституция РФ в ст. 19
закрепила принцип равенства прав и свобод человека и гражданина
независимо от имущественного положения; запрещена дискриминация по
признаку социальной принадлежности. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ
гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом. Сущность этого права гражданина
заключается в гарантии со стороны государства в предоставлении помощи в
связи с рождением и воспитанием детей. Ст. 40 Конституции РФ гарантирует
предоставление жилья (улучшение жилищных условий) малоимущим гражданам
из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в
соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с ч.3
ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники (в т.ч. и
Россия) в соответствии с национальными условиями и в пределах своих
возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и
другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в
случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают
программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В
соответствии с положениями ст. 63 Семейного Кодекса РФ, родители имеют
преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими
лицами. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право
знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними
проживание. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями,
обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его
человеческого достоинства (ст. 54 Семейного Кодекса РФ). Ст. 77
Семейного Кодекса РФ, по своему смыслу, дозволяет отобрать ребенка
(детей) органам опеки и попечительства в случае очевидной опасности,
угрожающей жизни и здоровью ребенка, то есть в ситуации, когда родители
(либо иные лица при невмешательстве родителей) либо избивают ребенка,
либо сознательно и умышленно морят ребенка голодом, либо лишают жилья.
Ограничение либо лишение родительских прав, по смыслу закона,
взаимоувязано с негативным поведением родителей; когда родители своими
действиями или бездействием конкретно и выраженно нарушают законные
интересы ребенка (детей), и тем более ставят жизнь и здоровье ребенка
(детей) в опасность.
В рассматриваемом случае, произошедшем с
семьей Галактионовых, обязанность предоставления жилья семье из
соответствующих жилищных фондов на основе договора социального найма, в
размере не одной, а как минимум двух комнат, или комнаты бОльшей
площади, возникала у органов государственной власти и/или местного
самоуправления, у компетентных инстанций и должностных лиц. Поскольку,
уровень среднедушевого дохода жителей города Владимира, а также уровень
прожиточного минимума в Российской Федерации, не позволяет обычной
многодетной семье данного региона РФ по рыночным ценам снимать или
покупать жилье для обеспечения детей нормами жилплощади. Галактионовы,
как родители, сделали все, что было в пределах их возможностей, для
обеспечения собственных детей. Местные органы опеки и попечительства
обязаны были, в пределах своей компетенции, содействовать в
положительном решении жилищной проблемы многодетной семьи Галактионовых в
строгом соответствии с конституционными и международными принципами и
нормами охраны семьи и детства, запрета дискриминации прав граждан по
имущественному признаку, обязанности государства осуществлять
социально-защитные функции. Местные органы опеки и попечительства в
рассматриваемом конкретном случае обязаны были руководствоваться общими
положениями и смыслом норм, заложенными в семейном законодательстве
Российской Федерации.
Принуждение сотрудниками владимирских
органов опеки и попечительства супругов Галактионовых к передаче детей в
детское учреждение является фактическим отобранием детей из семьи,
незаконным и необоснованным ограничением родительских прав
Галактионовых, нарушением законных прав и интересов детей данной семьи.
Методы и действия владимирских органов опеки и попечительства являются
ничем иным, как правовым произволом.
На основании изложенного, ПРОШУ:
-
ПРОКУРОРА г. Владимира: в соответствии со ст.ст. 22, 26-28 ФЗ «О
прокуратуре», провести всестороннюю проверку настоящего сообщения на
предмет нарушения прав граждан Галактионовых на воспитание детей в
семье, внести представление на предмет устранения нарушений указанных
прав граждан, поставить вопрос о привлечении сотрудников органов опеки и
попечительства к дисциплинарной ответственности;
-
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА Владимирской области: в соответствии с
Указом губернатора Владимирской области № 2 от 14.01.2010 г., провести
проверку настоящего сообщения на предмет нарушения прав детей
Галактионовых на воспитание своими родителями в семье, при необходимости
составить заключение Уполномоченного относительно действий местных
органов опеки и попечительства, оказать содействие в возвращении детей
Галактионовых их законным родителям и в решении вопроса о предоставлении
дополнительной жилплощади данной многодетной семье на условиях
социального найма;
- ОБЩЕСТВЕННУЮ ПАЛАТУ РФ: в соответствии со
ст. 16 ФЗ «Об Общественной палате РФ», направить запрос руководству
администрации г. Владимира о методах и способах решения наиболее острых
жилищных проблем многодетных семей г. Владимира, о мерах, предпринятых
компетентными должностными лицами по решению жилищного вопроса
многодетной семьи Галактионовых; при необходимости дать заключение
относительно нарушений прав граждан органами исполнительной власти
данного субъекта РФ, органами местного самоуправления в
правоприменительной практике должностных лиц в целях защиты прав и
свобод граждан РФ, проживающих в г. Владимире.
Председатель
Комитета, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам
человека в РФ, член Президиума Национального Гражданского Комитета по
взаимодействию с правоохранительными органами, член Координационного
Совета Общероссийского Союза «Гражданское общество - детям России»,
член Общественного Совета при МВД РФ А. В. Бабушкин
Президент Центра, эксперт по вопросам защиты прав человек ,член Правления Комитета «За гражданские права», Р. В. Латыпов
тел/факс: 478-95-15, 478-08-47
Источник: http://zagr.org/815.html |