Текст проекта закона о ювенальной юстиции здесь.
Принципы
ювенальной юстиции в России впервые были законодательно закреплены в 1995 году
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 942 от
14.09.1995, утвердившего «Национальный план действий в интересах детей», в
соответствии с которым в числе мер по укреплению правовой защиты детства
предусмотрено создание системы ювенальной юстиции.
В 1998 году
принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации», в котором введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации», к которым, в частности, были отнесены: дети, проживающие в
малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети,
жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи.
Поворотным
моментом в формировании системы ювенального правосудия в России стало
постановление Пленума
Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по
делам о преступлениях несовершеннолетних», в котором судам рекомендуется
применять к несовершеннолетним положения 76 статьи уголовного кодекса
Российской Федерации, которая предусматривает «освобождение от уголовной
ответственности в связи с примирением с потерпевшим». C 2000 года данный
процесс получил активное существенное сопротивление со стороны общественности.
В 2002 г. Закон о ювенальной юстиции был принят Госдумой в первом чтении.
Информационную поддержку закона помимо СМИ осуществляют школьные программы по
правам ребёнка, а также общественные организации с западным финансированием. Пилотные
проекты реализjdsdfkbcm
в 4 регионах – Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Саратов; помимо них в
работу ,skb вовлечены
Волгоград, Воронеж, Ангарск, республики Саха (Якутия), Марий-Эл, Хакасия.
Принятая в 2008 году глава
22 Семейного кодекса РФ,
предусматривает изъятие из семей детей, «находящиеся в трудной жизненной
ситуации», признавая их оставшимися без попечения родителей, с последующим их
помещением в специальные учреждения для устройства в новые семьи.
Статья 156 уголовного
кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего» привлекает граждан к уголовной
ответственности (до трёх лет лишения свободы) за неисполнение обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением с ним,
фактически запрещающее практику домашних наказаний.
В июне 2008 г. в Госдуме предпринималась очередная попытка
принять во втором чтении закон о ювенальной юстиции – на этот раз главным
лоббистом законопроекта выступил депутат П. Крашенинников. Смысл его
предложений заключался в переводе процедуры изъятия детей из сферы
административного права в судебное и. её упрощении – в закрытом судебном
заседании в 3-дневный срок. Информация о слушаниях по какой-то причине
утаивалась и увидела свет лишь благодаря усилиям неравнодушных людей. И только
благодаря тому, что другие неравнодушные люди стали отправлять в Госдуму письма
и телеграммы с требованием отменить разрушительный закон, второе чтение
отложено. Но не отменено.
В 2009 году
введены новые должности уполномоченных по правам ребёнка при Президенте,
губернаторов субъектов РФ.
В 2010 году во
втором чтении в Госдуме отклонён проект федерального конституционного закона
№38948-3«О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной
системе РФ» (в части создания ювенальных судов).
Однако,
несмотря на это формирование ювенальных судов в регионах продолжается на
основании не принятого до конца проекта о закона ювенальной юстиции.
В феврале 2010
года утверждено Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года
№ 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего
особенности уголовной отвественности и наказания несовершеннолетних», в
котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые
должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел. С позиции
ювенальной юстиции большое значение придаётся п. 44 настоящего Постановления, в
соответствии с которым «судам следует повышать воспитательное значение судебных
процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание
их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и
условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не
оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и
упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав,
учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения
(постановления) с указанием конкретных обстоятельств».
Отдельные
законопроекты предполагают не сводить идею ювенальной юстиции только к созданию
уголовных судов для несовершеннолетних, а имеют целью решать более широкие
задачи создание ювенальных гражданских судов, особой системы исполнения
наказания в отношении несовершеннолетних
- решение социальных вопросов,
связанных с несовершеннолетними, лишёнными родительского попечения, в том
числе и в случаях лишения родителей родительских прав
В некоторых
случаях предусматривается расширение полномочий социальных служб, которые по
существу уполномочиваются контролировать родителей и исполнение ими
родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей.
Отдельными
проектами предполагается охватить медицинские вопросы,
в частности: сексуальное просвещение
детей, планирование семьи,
а также поголовную вакцинацию с дальнейшей чипизацией.
Мнение лоббистов:
Предпосылки для судебно-правовой реформы
Судья
Ростовского областного суда Воронова Е. Л. отмечает, что существующая в России
система органов профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав, не даёт желаемых результатов, поскольку за
последние годы:
- ослабли устои семьи;
- снизилась ответственность
родителей за воспитание и образование детей;
- увеличилось число родителей
жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе
о детях и их воспитании;
- снизились воспитательные
функции школы;
- плохо налажен учёт детей,
оставшихся без попечения родителей;
- национальным бедствием стало
употребление молодёжью наркотиков, алкоголя, пива;
- неудовлетворительно ведётся
работа с несовершеннолетними, употребляющими вредные вещества;
- растёт количество детей,
совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной
ответственности.
Комиссии по делам несовершеннолетних
В настоящее
время в России функционируют созданные в советское время комиссии по делам
несовершеннолетних, деятельность которых основана на действующих федеральных
законах, основным из которых является «Федеральный закон об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 9 июня
1999 года. Считается что комиссии по делам несовершеннолетних
являются ключевым звеном ювенальной юстиции: «локомотивом» ювенальных
технологий.
Позиции по вопросу формирования в России системы ювенальной юстиции
В литературе
встречаются следующие различные позиции по вопросу внедрения в России
ювенальной юстиции:
- Внедрять в таком виде, как она
представлена на Западе. Вместе с тем «предлагается немедленно
отказаться от существующей системы исполнения наказаний
несовершеннолетних, разрушить её до основания, а затем строить совершенно
новую правовую конструкцию»
- Внедрять постепенно с учётом
российской действительности. Поскольку перспектива простого заимствования
системы ювенальной юстиции западной модели неоправданна, необходим поиск
синтеза методов ресоциализации, оказавшихся эффективными в российских
условиях и подходов, характерных для европейской системы
восстановительного правосудия.
Правовая база
- Областной закон Ростовской области
от 26 декабря 2005 г. № 425-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и
защите их прав в Ростовской области».
- Федеральный закон "ОБ
ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ" (http://www.detirossii.ru/12973.php)
Ювенальные технологии
В 2008 году
Верховным судом Российской Федерации в правовой оборот введён новый термин «ювенальные технологии», под
которым понимается комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод
и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и
содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в
обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.
Неприятие ювенальной юстиции российской общественностью
Ювенальная
юстиция разрушает основной путь общественной жизни, закон общественной жизни.
Каков это закон? Это закон дисциплины и подчинённости в обществе. Если вы
солдату дадите те же права, что и генералу — всё, армия закончилась. Если
вы сотруднику, работнику фирмы, дадите те же права, что и хозяину — всё,
фирма лопнула. Если вы дадите любому гражданину права президента — всё,
государства нет. Если вы дадите ребёнку не только те права, что и родителям, а
большие даже права — а ювенальная юстиция как раз об этом и говорит —
что будет? Слышите? Нарушается основной закон социальной жизни. Это вещи
очевидные.
Заведующий
кафедрой социологии семьи МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, доктор
философских наук, академик-секретарь отделения демографии Международной
академии прогнозирования Анатолий Антонов в интервью порталу «Народы
России» отметил следующее:
…апологеты
ювенальной юстиции намерены полностью поставить семью под контроль государства…
Частный случай отдельных злоупотреблений возводится во всеобщее правило, и
тогда все родители наделяются статусом преступников. Вот против чего мы
восстаём и вот чего не должна совершать никакая юстиция ни в каком государстве.
… Когда у человека отбирают последний бастион его личной, частной приватной
жизни — всё. Это ГУЛАГ, «Скотный двор».
Публицист Татьяна Шишова
уверена, что применение ювенальной юстиции приведёт к растлению детей, так как
родители и учителя юридически потеряют рычаги воздействия на них, к ухудшению
школьной дисциплины, поскольку под ювенальным контролем ребёнок будет сам
решать, что он хочет делать, и в случае противодействия взрослых, сможет
подавать на них в суд, что подтверждается опытом, полученным на Западе
Юрист-правозащитник
Игорь Смыков
считает, что проект «Ювенальная юстиция» является частью информационной войны,
цели которого — устранить родителей и педагогов от воспитания детей,
молодое поколение передать на воспитание специалистам по «правам и свободам
ребёнка» .
Директор
«Института демографических исследований» Игорь Белобородов придерживается
мнения, что существует три основные, заинтересованные в введении в России
ювенальной юстиции, группы: чиновники, склонные к коррупции, гомосексуалисты, а
также материально заинтересованные лица, которые станут получать дополнительное
финансирование за каждого ребёнка, изъятого из семьи, бизнесмены – медики в
торговле органами.
Председатель
профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина
отмечает, что ювенальная юстиция в условиях постсоветской России является не
институтом, а идеологией, основанной на подмене семьи и её социальных функций
по воспитанию детей деятельностью государственных и иных органов, и в этом
смысле пропагандирующей идеологию антисемьи, внесемейного, внеродительского
воспитания.
По словам
адвоката Ларисы Павловой результаты деятельности ювенальной юстиции в странах
запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно крайне
отрицательные результаты:
- Попрание прав родителей;
- Распад семейных связей;
- Возрастание преступности среди
несовершеннолетних
- распространение порочных
привычек среди молодежи;
- увеличение количества дел по
лишению родительских прав
- активный протест родителей
Другие
противники введения в России ювенальной юстиции обращают внимание на частые
случаи самоубийств среди родителей, у которых были отобраны дети.
Безответственность
работников ювенальных служб
Всвязи с введением ювенальной юстиции социальные
работники ювенальных служб получат широкие полномочия на вмешательство в
процесс воспитания и образования любого ребёнка, однако при этом они не будут
нести никакой должностной ответственности за свои действия.
А в
результате существенного расширения полномочий работников ювенальных структур
(судов и социальных служб), а также весьма широкой трактовки прав ребёнка
возрастает вероятность (под прикрытием лозунгов о защите прав детей)
неконтролируемого вмешательства данных структур в дела отдельных семей:
политические мотивы, задолженности по квартплате и т.п. Ребенок становится
разменной монетой в руках государства и средством повиновения своих граждан.
В результате этого неделённые широкими полномочиями
ювенальные органы способны забрать, грубо нарушая законодательство, любого
ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу,
а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы
ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом
(психологи, врачи, учителя), а не родителями
За первый
год существования юю в России изъято более сотни детей по полтическим мотивам,
и не менее 300 детей из-за задолженности и из-за бедности жилища. Это следует
помнить.
Считается,
что в основе ювенальной юстиции лежит презумпция виновности родителей.
Неопределённость
терминологии в ювенальном законодательстве
Существующая
неопределенность терминологии в ювенальном законодательстве вызывает много
споров, в то время как законодательные инициативы, направленные на устранение
неопределённостей, к примеру, в некоторых положениях Семейного кодекса автоматически
получают отрицательные отзывы. Так, например, в российское законодательство
внесено понятие «ребёнок в опасной ситуации», широкая трактовка которого
позволяет подогнать по него практически всех российских детей.
Паспорт здоровья школьника
С первых
дней своего существования проект паспорта здоровья был подвергнут жёсткой
критике со стороны родителей, педагогов и правозащитников, настаивающих на том,
что от документа никакой пользы для здоровья ученика не будет. А вот утечка
информации, которую может занести в документ ребёнок, способна навредить его
семье.
Личная информация школьников,
вносимая в паспорт здоровья, раскрывает весь внутренний мир семьи и значительно
расширяет возможности ювенальных органов, которые, зафиксировав нарушения
здоровья у ребёнка, могут обвинить его родителей в ненадлежащем уходе и т.
п.
Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIV
Всемирного
русского народного собора в своём выступлении, говоря о ювенальной
юстиции, в частности, отметил следующее:
Никто не
должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети,
каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать
пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определённых норм в общении
с противоположным полом, а до определённого возраста — физически
ограждаться от опасных и вредных поступков. Убеждён, что поднятый вопрос должен
стать предметом широкой общественной дискуссии.
Вместо
внедрения ювенальной юстиции родители предлагают альтернативу. В частности член
федерального политсовета ОДД «Солидарность» Е.Васильева считает:
«Российское
законодательство должно идти в ином направлении, в частности:
- направить государственные
средства на решение проблемы беспризорности, ориентируясь на опыт
1920-1930-х годов;
- ужесточить наказания за
преступления в отношении несовершеннолетних до меры, позволяющей
квалифицировать эти преступления как тягчайшие;
- улучшить систему детских
исправительных учреждений;
- разрешить матерям использовать
выделяемый «детский капитал» сразу при рождении ребенка на нужды ребенка
- создать федеральную целевую
программу по финансовой поддержке малоимущих семей, многодетных семей и
приютов семейного типа;
- вернуть школе воспитательные
функции в объёме, позволяющем регламентировать меры дисциплинарного
воздействия на учеников.
Другие
противники ювенальных подходов предлагают скорректировать разрабатываемый Общественной палатой РФ
проект закона «Об основах системы ювенальной юстиции»
с учётом, в
частности, следующих требований:
- исключить из проекта закона,
предусматривающие повышение статуса Комиссий по делам несовершеннолетних,
вторжение в семью и в процесс воспитания, возможность отобрания детей и
передачи их в другие семьи при живых родителях;
- предусмотреть в проекте
реальные меры социальной помощи семьям;
- исключить из действующего
законодательства положения, позволяющие изымать детей из семей по широким
и неопределённым критериям.
Форсайт –
проект «Детство 2030»
Предложенный
Общественной палатой РФ форсайт – проект является вершиной плана, ступеньками к
которому было внедрение ювенальной юстиции, всеобщей вакцинации и паспорта
школьника, а также реформы школьного образования
. Тотальный
контроль над семьей, запугивание родителей станет нормой, при которой
осуществление форсайт – проекта «Детство 2030» может стать успешным.
Родители
утратят свою функцию. Детей будет воспитывать государство в общеобразовательных
учредлениях, куда доступ родителям будет закрыт.
Однако, позиции
лоббистов не так прочны, как им хотелось бы, и ещё можно остановить грядущее
безумие.
Родители должны направлять письма протестов, создавать
родительские движения, смело выходить на совместные акции протестов.
Необходимо понимать, что все эти шаги – суть одной боьшой
политики, направленной на выращивание рабского общества, лишенного инициативы и
идеи, разрушающего самое главное: любовь между детьми и родителями.
Именно поэтому Общеороссийское
движение родителей «8 Марта» призывает всех родителей членов любых партий,
течений, Союзов, движений выйти 8 марта в 14.00 на центральные площади своих
городов и заявить свое категорическое, решительное «Нет!» этой власти.
|